Видение, которое явилось апостолу Павлу во сне, когда он находился в Троаде - высокий, внушительного вида македонянин, который стоит перед ним и просит: "Приди в Македонию и помоги нам" (Деян., 16, 9) - начиная с этой минуты является определяющим моментом его пути и становится началом его обширных, прекрасных и спасительных отношений с греками. Он уже начал свое второе путешествие с целью укрепления и преумножения числа созданных церквей.
Зимой 49 г. после путешествия при попутном ветре, продолжавшегося два дня, Павел впервые высаживается на европейской территории, в Неаполе, в месте, где впоследствии получила развитие современная Кавала. Примерно семь лет спустя, когда он во второй раз окажется в том же месте, ему понадобится пять дней (56 г. н.э.), чтобы преодолеть то же расстояние. Неаполь, согласно господствующему мнению, колония, основанная выходцами с острова Тасос, крупный порт, расположенный напротив этого острова и недалеко от дельты реки Нест, был основан около 500 г. до н.э. и превратился в значительный центр ведения торговли. Он находится в месте, через которое проходил древнейший путь, который, в соответствии с естественным характером местности, вел из Фракии в Македонию и обратно. Как следует из исторических источников, в 490 г. до н.э. через Неаполь, должно быть, прошли персы, которые осуществляли поход в южную Грецию, а также Александр Великий, начиная свой путь в Малую Азию. Важными данными, которые помогают установить год основания Неаполя, являются первые отчеканенные здесь серебряные монеты с надписями, которые относятся примерно к 500 г. до н.э.. На одной стороне монет изображен горгонион (образ мифического чудовища, которое называлось Горго), а на другой -вогнутый четырехугольник или свастика. Чтобы его можно было отличить от других городов с таким же названием, он обозначен как "Неаполь во Фракии" или "Неаполь возле Антисары".
Название города входит в афинские налоговые ведомости начиная с 454-453 гг. до н.э., причем он неизменно являлся союзником афинян. Осколки двух решений, в которых воздаются почести Неаполю, были найдены на афинском Акрополе. Они относятся к последнему десятилетию 5 в. до н.э.. После 340 г. до н.э., когда Филипп господствует в регионе, Неаполь утрачивает автономию, и упоминания о городе встречаются значительно реже. Название "Неаполь" сохранилось на одном миллиарии, то есть подорожном столбе с указанием расстояния, эпохи Траяна (106-107 гг. н.э.) на Эгнатиевой дороге, а в самом Неаполе был обнаружен еще один миллиарии Эгнатиевой дороги конца 2 в. н.э. Сохранились лишь немногочисленные остатки сооружений раннехристианской эпохи. В районе храма Святого Николая в Неаполе, где, согласно преданию, высадился апостол Павел и его свита, так же, как и в храме Богоматери, были раскрыты фрагменты парапетов, двойных колонн и колонн раннехристианской эпохи. На месте Неаполя расположена современная Кавала, которая начиная с начала 9 в. упоминается в литературных источниках под названием Христуполь, а третье название города - Кавала - возникает, вероятно, в середине 15 в. По всей вероятности, примерно в середине 15 в. была построена мечеть Ибрагима-паши, которая позднее превратилась в современный храм Святого Николая в центре города. В последние годы перед храмом по инициативе муниципалитета была установлена композиция, выполненная известным художником Э.Варламисом, который воспроизвел момент первой высадки апостола Павла на европейскую территорию, и принес ее в дар городу. Это произведение было написано маслом на холсте. При оформлении композиции были также использованы остатки раннехристианских памятников.
Апостол Павел высадился в районе Святого Николая и, следуя Эгнатиевой дорогой, сразу же направился в Филиппы, "это первый город в той части Македонии, колония" (Деян., 16, 12), который находится на расстоянии 12 километров от Неаполя. Его сопровождают Сила, Тимофей и врач Лука, евангелист и автор Деяний святых Апостолов.
Достопримечательности города Кавала
Город Кавала (673 км от Афин и 166 км от Салоник) развивается вокруг моря и раскинулся амфитеатром до склонов горы Символе. Имеет 60.000 жителей и является центром обширного района. Свое сегодняшнее название, которое заменило византийское - Христуполь - и еще более старое - Неаполь - город получил в период турецкого владычества.
Старый город Кавапы (квартал Панагиа)
Расположен на небольшом скалистом полуострове(на месте Христуполя) и окружен фрагментами его византийского укрепления. В этом квартале с его узкими улочками, традиционными домами и мощеными улицами находятся:
средневековая крепость, которая была построена в 15 веке на месте более старого акрополя на вершине холма, и укрепление, которое позднее было достроено османами и венецианцами,
Имарет (1817 год), постройка мусульманской архитектуры исключительной красоты,
дом Мехмета Али (18 век), основателя последней египетской династии,
Камарес - старая водокачка города, которая была построена в 16 веке на развалинах более старых византийских укреплений
султаном Сулейманом Вторым Великолепным.
Новый город Кавалы
Особый интерес представляют многочисленные значительные частные и общественные здания, главным образом 19 века, среди которых выделяются: старинные особняки в историческом квартале Святого Иоанна, первом, который был создан за пределами византийских стен старого города во 2-й половине 19 века, мэрия, городская библиотека, двухэтажное здание, в котором находится городской музей, здание Инспекции византийских древностей (Дворец Токаса), и другие, разбросанные по всему городу. Некоторые из них превращены в места для проведения досуга, старые табачные склады.
Другие церкви Кавалы
Успения Пресвятой Богородицы (квартал Панагия), построенная на месте более старой поствизантийской базилики, "Музыка", теменос 18 века (квартал Панагия), церковь Святого Иоанна (1866 год), расположенная в одноименном квартале, трехпридельная базилика с узким куполом-слуховым окном и интересным гипсовым декором характера, характерным для городской архитектуры 19 века в стиле неоклассицизма, кафедральный храм апостола Павла (улица Омонии), начала 20 века.
Монастыри местности
монастырь Богородицы Икосифиниссы. Находится в деревне Никисьяни, на северных склонах горы Пангеон (35 км от Кавалы) на высоте 753 метра над уровнем моря. Его название, вероятно, происходит от иконы Богородицы Нерукотворной, монастырь был основан в 10 веке преподобным Германом и ранее назывался Касифинисса или Косиница. Переживал период расцвета в средние века, в особенности в период патриаршества патриарха Дионисия Первого, который в конце жизни удалился сюда. До 1843 года здесь работала Школа общей грамотности. Имеет 150 келий, великолепные росписи и иконостас с уникальным декором. монастырь Богородицы Пангеотиссы (Пангеон), монастырь Святого Димитрия (Пангеон), святая обитель Богородицы Фанеромени (явившейся)
монастырь апостола Силы (3-й км Национальной автострады Кавала-Драма, основанный в 1946 году в месте, где, согласно преданию, Павел, Тимофей и Сила остановились передохнуть на путь в Филиппи.
Церкви и монастыри Тасоса
На близлежащем острове Тасос (6 морских миль от Керамоти) значительный интерес, между прочим, представляют:
церковь Святой Параскевы Пятницы (в деревне Теологос), в которой сохранилась икона Богородицы из воска и мастики, предположительно - произведение евангелиста Луки, монастырь архангела Михаила (в юго-восточной части острова), согласно преданию, основанный в 830 году и, помимо прочего, имеет мастерскую по пошиву облачений, мастерскую и выставку иконописи и вышивкии, монастырь Успения Пресвятой Богородицы Марьес (в одноименной долине). Главный храм монастыря был построен в 1813 году и представляет собой типичную базилику времен турецкого владычества. В храме имеются значительные росписи, выполненные неизвестным народным иконописцем.