Шимла - летняя столица британской Индии.
Нет лучшего места для ощущения атмосферы эпохи британского владычества, чем в гималайских горных курортах на севере Индии, этих поселениях сельской Англии, с бревенчатыми домами, приходскими церквями и декоративными садами, созданными в качестве убежища от жгучей жары индийского субконтинента. Королевой всех этих горных курортов была Шимла, на протяжении почти столетия служившая летней столицей Британской Индии. Британская Индия перестала существовать в 1947 году, но отзвук этой эпохи все еще ощущается в этом городе, ныне столице индийского штата Химачал-Прадеш. Сегодня Шимла является одним из самых популярных горных курортов в Индии. Город расположен в предгорьях Гималаев на крутых холмах, покрытых гималайскими кедрами и дубами. "Королева Холмов" (название, придуманное англичанами) привлекает в первую очередь своим климатом и рядом зданий в стиле архитектуры Тюдоров, построенных в период колониальной эпохи.
Многие территории в предгорьях Гималаев, которые сейчас являются частью Индии, принадлежали в начале 19 века Непалу. В 1814 -1816 годах началась война между Британской Ост-Индской компанией и Непалом. Результатом войны стал Сугаульский договор, согласно которому ряд территорий Непала, включая Шимлу, отошли к британской Ост-Индской компании.
Начиная с 1830-х, Шимла начала превращаться в важный опорный пункт англичан в этом регионе, коттеджи и летние домики для отдыха британских офицеров начали изменять окружающий природный ландшафт. Сэр Джон Лоуренс (генерал-губернатор Индии в 1864-1869 годах), решил дважды на год переезжать со своей администрацией из Калькутты в этот удаленный городок (расстояние более 1600 километров), несмотря на то, что добраться сюда в то время было очень непросто. С того времени вплоть по 1939 год, Шимла стала летней столицей Британской Индии и самым известным маленьким городом страны. Все правительственные чиновники Индии ежегодно проводили здесь не менее шести месяцев, меняя нестерпимую жару сначала Калькутты, а потом Дели на более прохладные предгорья Гималаев.
В летней столице британского владычества начинал карьеру журналиста и писателя Джозеф Редьярд Киплинг, первый англичанин, получивший Нобелевскую премию по литературе. Работая в качестве журналиста, в свободное от работы время он писал рассказы и стихи, вошедшие в первый сборник его произведений “Простые рассказы с холмов”, принесшие ему славу признанного литератора. Впервые Редьярд Киплинг посетил Шимлу летом 1883 года, а затем ежегодно с 1885 по 1888 годы. Этот город занял видное место во многих ранних произведениях прославленного писателя.
До строительства железной дороги, запряженная лошадьми карета была единственным видом транспортного сообщения с внешним миром. По окончании строительства железной дороги Калка-Шимла в 1903 году, город превратился в один из самых популярных горных курортов Индии.
Шимла заслужила славу приятного убежища от невыносимой летней жары на индийских равнинах, в котором высокопоставленные представители британского колониального правительства окунались в светский мир развлечений и романтических историй. Сегодня этот романтический образ города существенно подпорчен плохо спланированным и хаотичным строительством. Забитые автомобилями улицы и уродливые бетонные здания, покрывающие склоны холмов, значительно умаляют былую славу города.
Для тех, кто ожидает посетить тихий и спокойный горный курорт, существующие реалии могут повергнуть в неприятный шок. Еще в 1940-х годах, численность населения составляла 30 000. После того, как Шимла стала столицей штата Химачал-Прадеш в 1972 году, началось быстрое развитие города, и по состоянию на 2011 год его население превысило 400 тысяч жителей. А это в десятки раз больше, чем было во времена Британской Индии. За это время архитектуру города извратили уродливые бетонные здания отелей, магазинов и ресторанов, раскиданных вокруг красивых холмов. Но былое очарование британской Шимлы не исчезло полностью, нужно только побродить пешком по центру города, чтобы почувствовать атмосферу Индии конца 19 века.
Шимла: достопримечательности
Железная дорога Калка-Шимла
Построенная по распоряжению британской колониальной администрации в 1903 году, узкоколейная железная дорога Калка-Шимла связала город со столицей страны Дели. Пересекая 806 мостов и 102 туннеля, железная дорога стала вершиной инженерного мастерства того времени. Участок длиной 96 км насчитывает около 900 крутых изгибов с углом поворота до 48 градусов. Маршрут поезда проходит через красивые долины и холмы, и считается одним из самых интересных туристических маршрутов. Поезд со скоростью около 20 км в час почти все время движется вверх (Калка находится на высоте 656 метров над уровнем моря, железнодорожная станция в Шимле - 2076 м.). До 1947 года каждый генерал-губернатор Индии путешествовал этой дорогой.
Железная дорога Калка-Шимла попала в Книгу рекордов Гиннеса за самый крутой подъем на отрезке длиной 96 километров. 7 июля 2008 года, она была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, наряду с Дарджилинг-Гималайской железной дорогой, Горной железной дорогой Нилгири и Чхатрапати Шиваджи Терминус в Мумбаи.
В Великобритании, телекомпания BBC в 2010 году выпустила серию из трех документальных фильмов, рассказывающих о индийских горных железных дорогах. Первая серия рассказывала о Дарджилинг-Гималайской железной дороге. Железная дорога Калка-Шимла стала предметом третьей серии, показанной на канале BBC. Более подробно узнать о Дарджилинг-Гималайской железной дороге вы можете узнать, перейдя по ссылке: Игрушечный поезд.
Раштрапати Нивас
Построенный в 1888 году по указанию британского вице-губернатора Индии, Раштрапати Нивас привлекает множество туристов. На момент окончания строительства в 1888 году, оно имело редкое по тем временам электричество и крытый теннисный корт. Дом служил летней резиденцией всех британских наместников до 1939 года. С обретением Индией независимости, роскошный дом сменил название на Раштрапати Нивас и стал резиденцией индийских президентов. Но летняя столица британских властителей не пользовалась популярностью среди президентов независимого государства, посещавших ее от силы несколько дней в году. В 1964 году здание передали Индийскому институту перспективных исследований. В музее хранится много фотографий и других экспонатов, свидетельствующих о происходивших в Шимле важных исторических событиях периода британского владычества.
Молл Роуд
Молл Роуд является главной улицей и самым многолюдным местом в Шимле. Со времени британского колониального правления здесь сохранились административные здания, городская Ратуша, театр, почтовое отделение. Еще со времен Британской Индии только генерал-губернатор имел право проезда по улице. Сегодня, движение транспортных средств в центре города запрещено. Только милицейские, пожарные или автомобили скорой помощи унаследовали право бывшего генерал-губернатора Индии. Пони являются единственным разрешенным средством передвижения. По этой причине Молл Роуд служит популярным местом прогулок среди местных жителей и туристов, особенно в вечернее время. Здесь расположено множество салонов, сувенирных магазинов, торговых центров, ресторанов и кафе. Вообще надо отметить, что из-за узких дорог и крутых склонов, моторикши, столь популярные в других индийских городах, практически здесь отсутствуют.
Ридж Роуд
Ридж Роуд является центром культурной и общественной жизни Шимлы и отличным местом, чтобы оценить красоту окружающих гор. Наиболее известной достопримечательностью является здание христианской церкви и библиотека . Построенный в 1944 году, христианский храм является второй старейшей церковью в Северной Индии. К Ридж Роуд примыкает Лаккар Базар – многолюдная площадь рынка. Интерес для туристов вызывают изделия по дереву, изготавливаемые небольшой группой плотников сикхов, поселившихся здесь более сто лет назад.
Как и многие другие горные курорты в южной части Гималаев, Шимла насчитывает множество санаториев, коттеджей, летних домиков. Главной достопримечательностью города служит чистый и бодрящий горный воздух. Густой сосновый лес, небольшие ручьи и реки в глубоких ущельях, горные озера, покрытые снегом вершины гор, и зеленые альпийские луга все вместе предоставляют огромные возможности для разнообразного отдыха. Горы и холмы насчитывают множество тропинок, бродить по которых можно днями и даже неделями. Походы варьируются от легкой прогулки по пересеченной местности до изнурительных экспедиций. Можно кататься на лыжах и коньках (зимой), заняться парапланеризмом или рыбалкой, испытать свою выносливость ездой на горном велосипеде, играть в гольф, совершить экскурсии в дикую природу на автомобиле, джипе или мотоцикле. Возможности для любителей экотуризма воистину безграничны.
В Шимле расположен единственный в Южной Азии естественный ледовый каток, самый крупный в Индии. Здесь проходят спортивные состязания, в январе месяце отмечается ежегодный карнавал. Кататься на коньках можно с ноября по март, но из-за последствий глобального потепления, продолжительность периода действия катка зимой неуклонно снижается в последние несколько лет.
Прохладный климат зимой и умеренно теплый летом является главной причиной того, почему Шимла приобрела такую популярность. Пик туристического сезона выпадает в апреле, мае и июне. Июль, август и часть сентября - сезон муссонов. Но посетители приезжают сюда и в сезон дождей, поскольку здесь более прохладно по сравнению с равнинами Индии. Заморозки и снег начинаются в декабре и длятся до начала марта. Зимняя температура днем вполне комфортна из-за светящегося солнышка, но температура ночью опускается ниже нуля.